Як-1 с подвесными баками

В середине 1943 года самолеты-торпедоносцы были вынуждены выполнять боевую работу на таком удалении от баз, которое делало невозможным их прикрытие отечественными истребителями. В то же время противник усилил защиту своих конвоев как зенитной артиллерией, так и истребителями.

Проект варианта Як-1 с увеличенной дальностью полета был выполнен начальником цеха 30-х САМ ВВС СФ старшим техником-лейтенантом Давыдовым В.С. и начальником этих мастерских инженер-капитаном Безукладниковым И.А. под руководством главного инженера ВВС СФ инженер-полковника Собченко Р.М.

Вариант представлял собой незаводскую доработку серийного Як-1Б путем установки под крыло двух подвесных бензобаков ПЛГБ-100, сбрасываемых в полете. Это увеличило запас топлива на самолете на 200 л, что гарантированно увеличивало продолжительность полета на 35-45 мин.
Подвесной бак крепился на бомбовый замок КД-46 или Дер-31, установленный на специальном узле на переднем лонжероне крыла между девятой и десятой нервюрами.
Бензопровод размещался в носке крыла и крепился к лобовому стрингеру хомутами.
Включение баков в работу осуществлялось специальной рукояткой, установленной справа под приборной доской. При этом бензокран основных баков ставился в положение «Закрыто».
В магистрали под краном включения-выключения баков устанавливался обратный клапан, предотвращающий выбивание бензина вследствие разряжения в трубопроводе после их сброса при неполном закрытии крана летчиком. Управление сбросом – тросовое, было выведено на неиспользовавшуюся рукоятку форсажа мотора.
Для осмотра узла подвески и выполнения на нем регламентных работ на верхней поверхности крыла был прорезан лючок, закрывающийся дюралевой крышкой на двух замках "дзус".
Опасения, что из-за установки обратного клапана на участке от него до подвесных баков может появиться воздушная пробка и, в связи с этим заглохнуть мотор при переходе на питание от них, не подтвердились.
В проведенных по специальной программе летных испытаниях система работала надежно, чему способствовала небольшая длина участка магистрали и малая разница уровней бензопомпы и подвесных баков.

Радиус действия истребителя увеличился. Практический радиус группы из шести Як-1Б с подвесными баками (с учетом 20% навигационного запаса топлива, запаса топлива на взлет, посадку и 15-минутный воздушный бой) составил 207 км, а при тех же условиях для Як-1Б без баков практический радиус действия равнялся 127 км.

Всего было переоборудовано 23 самолета.

Вернуться на страницу Як-1